Почему не все вундеркинды становятся гениями и скрывают свои способности
Два термина – вундеркинд и гений – что это синонимы, или нет? В чём разница? Почему вундеркиндов много, а гениев мало? С первым словом вундеркинд всё понятно – происходит от немецкого Wunderkind «дословно – чудесное дитя». А что же гений? Это слово происходит от латинского genius «гений, дух», далее из gignere «рождать, порождать».
Итак, вундеркинд – это ребёнок или подросток, в любом случае человек младше 18 лет. А гением может быть человек любого возраста. Это возрастная разница двух понятий. Но есть и более глубокий смысл в разнице этих слов:
- Вундеркинд. Ребёнок демонстрирует определённые навыки в одной какой-то области, которые ему не по возрасту. Навыки эти совершенно обычные для взрослого человека, для ребёнка «чудесные». Но ничего нового, нестандартного вундеркинд создать не может, он просто демонстрирует мастерство. Например, малыш уже в двух-трёхлетнем возрасте умеет читать. Или пяти-шестилетка умеет перемножить или делить, чаще что-то одно, трёхзначные числа в уме. Или ребёнок семи-восьми лет, обладающий феноменальной памятью, может, прочитав один раз, не подглядывая, декламировать «Евгения Онегина» (по большей части, не понимая смысла). Вот это вундеркинд.
- Гений. Он может порождать новые знания, изобретать, используя интеллектуальные и творческие способности, которые оттачиваются годами, развивать новые неизведанные области науки. Очень часто гении обладают нестандартным мышлением и неординарным взглядом на очевидные вещи. Гений оригинален в своих идеях, он выше основной людской массы, именно по способности создавать новое, менять курс науки.
Откуда берутся вундеркинды и гении?
Учёные считают, что способности вундеркинда могут быть врождёнными или развиваться под действием факторов внешней среды. Как правило, родители замечают тягу своего ребёнка к определённому занятию, которое не свойственно его возрасту и получается, как у взрослого. Или же, удовлетворяя собственные амбиции, заставляют ребёнка развивать те или иные способности. И вот, пожалуйста, вундеркинд перед вами.
Яркий пример вундеркинда – Алиса Теплякова, 9-летняя девочка, сдавшая ЕГЭ и поступившая на психфак МГУ. Врождённые способности, усиленно развивавшиеся родителями, явили миру «чудесного ребёнка».
А гений? Гений использует врождённые способности, данный природой талант, чтобы создавать что-то новое. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер в романе «Гойя, или Тяжкий путь познания» написал: «Человек талантливый, талантлив во всех областях».
- Леонардо да Винчи был не только художником, но и учёным, великолепным инженером, анатомом.
- Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в свободное время рисовал и лепил из воска.
- Писатель Николай Гоголь занимался (в качестве хобби) шитьём и вышивкой.
- Иоганн Вольфганг фон Гёте немецкий поэт был ещё государственным деятелем, естествоиспытателем и разводил фиалки.
Альберт Эйнштейн – «классический» гений. Известен как автор сотен научных работ по физике, разработавший несколько монументальных физических теорий, сама известная из которых «Специальная теория относительности». Но ещё он автор книг и статей по истории и философии науки, публицист, по жизни пацифист. На вопрос, как ему удалось создать теорию относительности? Полушутя-полувсерьёз он отвечал: «… Нормальный взрослый человек не задумывается над проблемой пространства и времени, по его мнению, он уже думал об этой проблеме в детстве. Я же развивался интеллектуально так медленно, что пространство и время занимали мои мысли, когда я стал уже взрослым. Естественно, я мог глубже проникать в проблему, чем ребёнок с нормальными наклонностями». Он не был вундеркиндом, но стал гением!
Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор и музыкант-виртуоз, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. В возрасте трёх лет он мог на клавесине увлечённо подбирать созвучия и проигрывать отдельные музыкальные фразы, которые слышал до этого. Он был вундеркиндом. Не останавливаясь на достигнутом, Вольфганг стремился к самостоятельному творчеству и уже в пять лет сочинял маленькие пьесы. Так проявлялся гений будущего всемирно признанного композитора. То есть Моцарт был и вундеркиндом, и гением.
Куда исчезают вундеркинды?
Оглянитесь, каждый второй ребёнок проявляет какие-то способности. Очень мало детей неспособных. Вот они малыши – умные, одарённые, талантливые. Проходит время, и в школу идёт «серая масса» детей забывшая, или тщательно скрывающая от окружающих свою уникальность. Что они знают, наши умные дети? Какой мудростью одарила их природа? Всё очень просто – это защита. Защита на генетическом уровне, это родовая память – выделяться из толпы опасно!
В самом деле, откатимся назад по времени. Если на людях ребёнок начинал говорить умные вещи, проявлять не дюжие математические способности, как будто его устами говорит взрослый, то его могли считать одержимым, и передать инквизиции. А ребёнка, носящего очки (имеющего «личину» взрослого), могли подозревать в связи с дьяволом.
Дети на подсознательном уровне понимали, что нельзя открыто демонстрировать свои отличия. Если девочка или мальчик, обладали поразительной гибкостью, их заставляли снова и снова выходить на манеж и на потеху людям быть гуттаперчевыми, что очень быстро вело к травмам и даже смерти.
Как ты сочиняешь музыку? Ты слышишь её в голове? А как ты придумываешь свои истории? Тебе кто-то шепчет во сне? Ты помнишь, кем был в прошлой жизни? Честные ответы на такие вопросы, отправляли вундеркинда в сумасшедший дом на лечение его необычных способностей. А выходили из него обезличенные обычные дети, а могли и остаться там навсегда.
А сейчас в школе – некоторые учителя просто не верят, что могут быть неординарные дети со способностями выше среднего уровня. Хорошо если учителю хватит ума, опыта и такта, для поддержания и развития этих способностей. Но чаще происходит что: «Ты работу закончил? Почему так быстро? Откуда списал?», – вечные придирки, принуждение равняться на всех, вызов родителей в школу.
Что делает ребёнок? Как он может защитить свою хрупкую психику от нападок взрослых людей? Только скрывать! Не показывать свою уникальность, не демонстрировать отличия от других, затаиться и ждать. Ждать понимающего взрослого, который не только возьмёт на себя функцию защитника вундеркинда, от агрессивного современного мира, но и будет пестовать и лелеять дитя, не делая из него посмешище или объект для исследования.
Повезёт вундеркинду, если на его жизненном пути встретится мудрый наставник. Хорошо, если это будут родители, которым малыш может довериться, и демонстрировать свои способности. И будет у ребёнка хороший шанс стать гением.
А если нет такого взрослого, то ребёнок скрывает свои отличия – это его право, его защита, мудрость, подаренная природой. Так и теряет наш мир вундеркиндов. Дети взрослеют и становятся обыкновенными людьми.
Анна Сергеева
Эзотерик, таролог, астролог (консультант проекта)
Материал опубликован: 2021-10-18, изменён: 2021-10-27