Метафорические карты: базовое обучение работе с ассоциативными колодами
Метафорические ассоциативные карты МАК — помогают определить индивидуальное состояние психики человека посредством интерпретации им изображений на специальных картах. В этой статье мы проведём небольшое базовое обучение работе с ассоциативными картами. Наш материал будет полезен как психологам и коучам, так и простым людям, которые хотят заняться самоанализом, используя метафорические карты онлайн.
Примечание. Эта статья даёт лишь базовые понятия о том, как работать с метафорическими картами самостоятельно. Для решения серьёзных проблем как у себя, так и у других людей нужно получить полное профильное образование.
Содержание статьи:
Основные принципы
С момента изобретения этой методики в 1981 году, МАК карты стали довольно популярными как среди профессиональных психологов, так и обычных людей. Изображение на метафорических картах естественным образом обращает внимание на детали и образы, которые в этот момент больше всего волнуют человека.
Как работают ассоциативные карты?
Наша психика устроена таким образом, что она прежде всего реагирует на те нужды, которые необходимо удовлетворить именно сейчас. Например, человек, которого терзает сильная жажда, увидит на накрытом столе прежде всего, именно воду, а не еду, и тем более не обратит внимание на красоту сервировки. Весь остальной мир со всеми его предложениями и искушениями отойдёт на второй план, до тех пор, пока первичная, потребность не будет удовлетворена.
Такую же аналогию можно провести с настроением человека. Если человек мыслит позитивно, спокойно настроен, тогда на картинках он увидит исключительно положительные, светлые образы. Для него изображения будут излучать приятные эмоции, красоту, счастье, радость, восхищение. Если же человек находится в депрессивном, раздражённом или подавленном состоянии, он увидит исключительно негативные, угрожающие образы, почувствует неприятные эмоции, тревогу, печаль или напряжение.
Главный принцип техники. Вытащив из метафорической колоды одну или несколько карт, человек высказывает ассоциации, вызванные в нём увиденными образами. Разобравшись с первыми ассоциациями, можно продолжить «тянуть за ниточку», вытащить другие карты, которые помогут понять текущее состояние и найти решение всех проблем.
Вопросы и ответы
Рассмотрим часто задаваемые вопросы об этой методике работы:
- Какие изображения используются? Виды и стили изображений на метафорических картах могут быть совершенно разными. В качестве МАК могут выступать практически любые фотографии и книжные иллюстрации. Способность человеческой психики к проведению ассоциативных переходов довольно большая и подсознание адаптирует любые образы.
- МАК могут предсказать будущее? Не нужно путать метафорические карты с гадальными, они не могут предсказать грядущие события. Вы должны чётко понимать сами и донести до всех, что проективные карты помогают в поиске внутренних ресурсов, освобождая подсознание от блоков.
- Есть ли у карт толкования? В отличие, например, от гадальных карт Таро, ассоциативные карты не могут интерпретироваться однозначно. Они содержат сложные метафоры и способны вызывать индивидуальные ассоциации у каждого человека. Следовательно, одна и та же карта у разных людей будет толковаться совершенно по-разному, в зависимости от его психологического состояния сейчас и в целом.
- Что вместо толкования? Как правило, в результате работы с каждой картой вы получаете от подсознания некие скрытые мотивы своих поступков, взглядов, отношений с другими. Получаете возможность посмотреть на свои эмоции и переживания под другим углом. Самостоятельно или совместно с психологом человек может переоценить свои мысли и чувства, и, конечно, сделать выводы.
- Нужен ли психолог? Нет, имея достаточный уровень развития рефлексии, человек может самостоятельно раскладывать метафорические карты. В самостоятельных сессиях допускается творческий подход, благодаря чему человеком осознаются установки и глубинные мотивы, а также меняется внутреннее психологическое состояние.
Правила и техники работы
Стартовые правила
Итак, вы уже поняли принцип этой методики: фокус внимания смещается с самого человека на картинку, психологический барьер и зажатости снимаются. Человек расслабляется, с болезненных переживаний снимаются все подсознательные блокировки. Благодаря этому, через МАК возможно обнаружить как подсознательные проблемы, так и подсознательные же решения.
Однако, прежде чем браться за карты усвойте общепринятые правила работы с МАК:
- Игровой подход. Во время расклада человек не воспринимает работу с картами всерьёз, всем нравится играть. Поддерживайте эту атмосферу, она положительным образом действует на общий эмоциональный фон.
- Свобода ассоциаций. Человек волен высказывать любые ассоциации, которые вызывает у него карта. Цепочка ассоциаций может быть как короткой в несколько слов, так и целым рассказом на 20–30 минут.
- Нет критики. Важный принцип работы — свобода выражения и полное отсутствие как критики, так и самокритики. Таким образом создаётся безопасная атмосфера, способствующая внутреннему психологическому раскрытию. В доверительной атмосфере легче справиться с внутренними барьерами на пути к поставленной цели.
- Нет чужого мнения. Психолог или коуч не может накладывать на высказанную интерпретацию карт своё мнение. Он может лишь задавать направление с помощью наводящих вопросов, если человек ещё недостаточно раскрылся.
- Делайте выводы. Важно вычленять некие ключевые образы и делать выводы по каждой карте. Только так можно перенести возникающее образы в практические действия. Иначе говоря, всякий ассоциативный образ должен повлечь за собой реальное решение.
Базовая техника работы
Существует множество техник применения метафорических карт. Рано или поздно, каждый психолог, работающий с МАК, формирует свою, индивидуальную технику, используя несколько разных колод и приёмов одновременно. Однако, для начала можно освоить базовый порядок работы и основные приёмы.
- Определение цели. Первое, что вам нужно сделать — определить цель расклада. Подумайте, что конкретно вы хотите получить в результате. Если Цель можно поделить на несколько этапов — сделайте и это. Например, главная цель и её этапы могут быть такими: как мне вернуть мужа, почему он ушёл, что я делала не так, что он делал не так.
- Подбор колоды. В зависимости от того, какая цель была выбрана нужно подобрать одну или несколько колод. Если вы не знаете, какую выбрать — остановитесь на классических метафорических картах ОХ.
- Знакомство. Очень популярный приём помогающий познакомиться с колодой. Представьте, что колода хочет дать вам подсказку, перед тем как вы приступите к раскладу. Вытащите одну карту и проанализируйте возникшие ассоциации.
- Выкладка «в открытую» или «в закрытую». Это две основных техники расклада, которые могут использоваться по отдельности или сочетаться в разном порядке. В открытую — человек видит все карты, перебирает их и вытаскивает одну или несколько штук, которые считает наиболее подходящими. В закрытую — карты перевёрнуты рубашками вверх и человек вытаскивает одну или несколько в случайном порядке.
- Использование парных карт. Как правило, для расклада используется две — три колоды, например: «слова», «лица» и «ресурсы». Суть приёма в том, что вы подбираете к каждой карте пару. Например: к картинке слово, к проблеме решение, к негативу позитив и т. п.
- Получение ассоциативного ряда. Помните, что сама по себе карта не имеет определённого смыслового значения. Смысл карте может придать только сам человек. После того как карты будут выбраны, человек должен высказать все ассоциации, которые они у него вызывают.
- Уточняющие вопросы. Независимо от того, работаете ли вы самостоятельно или с психологом без дополнительных вопросов к каждой карте не обойтись. Подумайте и сформируйте 2–3 открытых вопроса, предполагающих развёрнутый ответ. Например: чтобы я изменил в этой картинке, какой картой можно проиллюстрировать прошлое или будущее этой карты.
- Промежуточные выводы. Если вы сформировали этапы достижения цели на первом этапе — вам будет гораздо проще. Так вы сможете подводить промежуточные итоги по каждому этапу. Если этапы не были назначены — придётся делать выводы по каждой карте и упорядочивать их на ходу, что не всегда удобно.
- Дополнительные карты. Практически всегда ограничиться первыми 2–3 картами не получается. Задавая дополнительные вопросы или переходя на новый этап — вытаскивайте новые карты, и выстраивайте новый ассоциативный ряд.
- Итог расклада. После того как вы ответите на все дополнительные вопросы или пройдёте все этапы к цели расклада – обобщите полученную информацию и сделайте общий вывод, постарайтесь сформулировать ответ на свой вопрос. Даже если человек делает расклад с психологом, делать итоговые выводы нужно самому. Не торопитесь принимать финальное решение, просто сделайте вывод, примите его и «поживите» с ним несколько дней.
Примеры раскладов метафорических карт
Рассмотрим некоторые практические расклады или техники работы с метафорическими картами. Конечно, в реальности их гораздо больше, в идеале для каждого конкретного случая надо придумывать свой расклад, однако для начала должно хватить этих.
«Препятствия и возможности». Эта техника подходит для разбора какой-то конкретной проблемной ситуации и поиска выхода. Выбор колоды зависит от тематики проблемы.
- 5 карт. Вытаскиваем в закрытую 5 карт из колоды и переворачиваем их. В дальнейшем работаем только с ними.
- Препятствия. Выберите 1–4 карты, которые символизируют препятствия на вашем жизненном пути. Расскажите о том, что видите на карте.
- Возможности. Оставшиеся карты это возможности, которые открывает перед вами жизнь, чтобы найти выход из сложившейся ситуации.
- Дополнительные вопросы и выводы. Подумайте, как преобразовать препятствия в возможности? Чего больше в вашей жизни препятствий или возможностей?
Если возможностей не хватает, попробуйте сделать следующий расклад.
«Чего тебе не хватает». Универсальная ресурсная техника, которая может быть использована в качестве одного из этапов какого-то большого расклада. В зависимости от цели проводится на нескольких ресурсных колодах. Для обозначения человека может использоваться колода лиц.
- Ресурс. В открытую выберите карту, символизирующее нечто такое, чего вам более всего не хватает в жизни. Опишите свои ассоциации.
- Место. Найдите место, где бы вы хотели находиться, место, где бы вам было хорошо. Расскажите, что вы будете там делать. Как бы вы изменили это место?
- Помощник. Выберите человека, который мог бы помочь вам в текущих обстоятельствах. Кто он? Можно ли с ним поговорить и о чём?
В работе с ресурсами важно подробно описывать свои ассоциации и генерировать как можно больше вариантов, не пытаясь выбрать идеальный. Таким образом, человек может найти неожиданные варианты выхода из сложившейся ситуации.
«Моё предназначение». Эта техника подходит, если человек задался вопросом, как найти своё предназначение в жизни. Определяем дополнительные этапы: сейчас, через 10 лет, через 30 лет.
- Как вы ощущаете себя сейчас? Из колоды лиц в открытую извлекается карта, которая, по мнению клиента, лучше всего отражает его личность. Затем из «Колоды Слов» достаётся несколько понятий, описывающих текущее состояние человека. Расскажите, что видите на этих картах, выстройте цепочку ассоциаций.
- Каким бы вы хотели быть через 10 лет? Вытаскиваем ещё пару карт из колоды Лиц и Слов и рассказываем о своих ассоциациях. Делаем промежуточные выводы.
- Каким бы вы хотели стать через 30 лет? Ещё раз достаём несколько карт из колод Слов и Лиц. Делаем выводы.
В случае необходимости можно использовать «Ресурсную колоду» и задать дополнительный вопрос: что нужно, чтобы перейти из текущего состояния в следующее.
«Подарок». Очень простая позитивная техника, которую можно использовать для самоанализа или выхода из депрессивного состояния. Проводить лучше всего на колоде «Ресурсных мест».
- Выбор карты. В открытую выберите одну карту из колоды, расскажите, какие ассоциации она у вас вызывает.
- Вход в реальность. «Войдите» в ту реальность, которую отражает карта, представьте себя там. Расскажите, что будете там делать, что чувствовать.
- Подарок. Придумайте, какой подарок вы бы забрали с собой оттуда в свою текущую реальность.
Эта техника отлично поднимает настроение и настраивает на позитив, и чаще всего даже не требует никаких выводов.
«Двери в будущее». Ещё один расклад, который поможет найти выход из сложившейся ситуации и понять, что нужно делать. Можно использовать несколько колод: универсальную Ох для дверей и одну две ресурсных для ключей.
- Двери. Представьте, что каждая карта в колоде это дверь ведущая в будущее. В отрытую выберите 1–2 двери, которые больше всего вам нравится.
- Ассоциации. Для максимального раскрытия блокирующих обстоятельств постарайтесь подробно рассказать обо всём, что изображено на этих картах.
- Закрыта или открыта. Подумайте, открыты эти двери для вас или нет? Нужен ли ключ, чтобы их открыть? Хотите ли вы их открывать?
- Ключ или усилия. Из ресурсных колод выберите 1–2 карты, которые помогут вам открыть дверь.
В результате могут обнаружиться вторичные выгоды, что порой очень неожиданно. Например, чувство безопасности, которое клиент испытывает, находясь в текущей ситуации, а значит, бессознательное нежелание перемен.
«Я и моя тень». В психологии есть такой термин «Тень», под которым подразумевается скрытая, теневая сторона личности, которую человек тщательно скрывает от себя и окружающих. До поры до времени теневая сторона человека показывается редко, но иногда может создавать реальные проблемы. Расклад делается на колодах Лиц и Слов, и поможет проработать свою «Тень».
- Я. Выберите пару карт из колод Лицо и Слово, которые символизируют вас обычного. Расскажите, что вы видите на карте. Говорите о себе как о постороннем человеке.
- Тень. Теперь выберите другую пару, которые символизируют вашу Тень. Расскажите о том, что видите на карте.
- Наводящие вопросы. Какие отношения у этих двух людей? Когда уходит один и появляется другой? Кого из этих двоих чаще всего видят окружающие?
Если хорошо изучите свою Тень, поймёте, что она тоже часть вас. Её не получится, да и нельзя отделить или игнорировать. А иногда даже можно поблагодарить, обязательно подумайте за что…
Групповые тренинги и коучинги с МАК картами
В последнее время МАК карты прочно вошли в арсенал многих тренеров и коучей. Считается, что навыки гибкого общения или soft skills отлично тренируются работой с метафорическими картами. Развитые soft skills необходимы практически в любом виде деятельности, так как итоговая результативность работы напрямую связана с личностными качествами человека. Традиционно, к навыкам гибкого общения относят: критическое мышление, креативный подход, умение взаимодействовать с коллективном и т. п. Кроме того, работа с ассоциативными картами способствует формированию атмосферы доверия в группе, настройке обучающихся на саморазвитие и самоанализ.
В формате корпоративного обучения хорошие результаты показали практически все универсальные и ресурсные колоды. Конкретные групповые расклады в каждом случае придётся разрабатывать индивидуально. В целом, можно выделить три группы, на которые вы можете опираться:
1. Роль в группе. Применяется на первом этапе тренинга, помогает тренеру познакомиться с группой, составить первичное представление о каждом участнике.
- Участникам предлагается выбрать в открытую из колоды по одной карте. Затем каждому участнику нужно растолковать картинку.
- Аспекты ассоциаций: внутренние мотивы нахождения на тренинге, желаемые результаты, возможные преграды на пути к цели.
- Неожиданные ассоциации могут стать сюрпризом для всех. Обязательно поддержите самых открытых участников.
Для объединения группы можно усложнить упражнение. Каждый участник берёт карту и озвучивает часть общей истории за тем, кто рассказывал ранее.
2. Развитие как специалиста. Одна из самых простых техник, подходящая для любого коллектива. Участники тренинга в закрытую достают из колоды по три карты и дают ответы на вопросы тренера, выбирая в качестве ответов одну из карт.
- Первая: каково сейчас ваше состояние как специалиста?
- Вторая: какие есть препятствия для вашего успешного карьерного роста?
- Третья: какие обстоятельства или ресурсы могут оказать положительное влияние на ваше развитие?
3. Рабочие проблемы. Может применяться для диагностики как известных, так и скрытых проблем в коллективе. Помните, что сложные ситуации могут возникнуть на различных уровнях — социальных, межличностных, профессиональных и учебных. Поэтому не ограничивайте выбор колод. Участники группы берут из колоды по 3 карты и стараются ответить на такие вопросы:
- Первая. Какие ощущения возникают у меня, когда случается проблемная ситуация?
- Вторая. Что я считаю причиной возникновения такой ситуации?
- Третья. Что или кто может мне помочь в её решении?
Заключение
Метафорические карты являются хорошим подспорьем как при самоанализе, так и в работе психолога. Методика работы с ними довольно проста, а для решения каких-то простых проблем, практически не требует обучения. Описывая несколько карт, человек, как правило, сам начинает понимать свою проблему. Кроме того, при работе с МАК нет риска получить повторную психологическую травму, так как внимание переносится изнутри на карту. Ассоциативные карты помогут вам наладить диалог с подсознанием и найти выход в любой ситуации.
Надеемся, наша статья станет первым шагом в обучении метафорическим картам!
Анна Сергеева
Эзотерик, таролог, астролог (консультант проекта)
Материал опубликован: 2022-08-15, изменён: 2022-08-15